Обоснование использования вентильно-индукторных электрических машин для управления потоком энергии рекуперации электрического подвижного состава

Авторы

  • Вячеслав Викторович Сироткин Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Олег Андреевич Ворон Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Александр Дмитриевич Петрушин Ростовский государственный университет путей сообщения

DOI:

https://doi.org/10.17213/0136-3360-2023-4-34-39

Ключевые слова:

рекуперативное торможение, энергоэффективность, вентильно-индукторная электрическая машина, надежность, имитационное моделирование, прочность

Аннотация

Обосновано техническое решение, позволяющее повысить эффективность рекуперативного торможения электрического подвижного состава. Предложено для приема и последующего использования энергии рекуперации использовать инерционный накопитель энергии (ИНЭ), а в качестве электромеханического преобразователя энергии применить вентильно-индукторную электрическую машину (ВИМ). Конструктивные особенности ВИМ и принцип ее работы выгодно отличает ИНЭ от ближайших конкурентов с другими типами электромеханических преобразователей энергии. Раскрыты преимущества использования ВИМ в составе ИНЭ, представлены расчеты на прочность ротора ВИМ при высоких частотах вращения. При выборе ВИМ как объекта исследований использованы методы математического моделирования и теория электромеханического преобразования энергии. При расчетах на прочность использован метод конечных элементов, реализованный в программном пакете «COMSOL Multiphysics» для определения поля механических напряжений во вращающемся роторе за счет центробежных сил. Даны рекомендации по использованию ВИМ в составе ИНЭ, обосновано использование напряжения тяговой сети постоянного тока для питания обмотки статора ВИМ напрямую без понижающих преобразователей, приведено схемное решение силовой части. Выполнен анализ механической прочности ротора. Рассчитаны безопасные для работы ИНЭ частоты вращения по условиям механической прочности. Результаты анализа предложенного технического решения и выполненные расчеты на прочность дают основание для продолжения исследований и конструкторских проработок в целях обеспечения внедрения ИНЭ на электрифицированном железнодорожном транспорте РФ.

Биографии авторов

Вячеслав Викторович Сироткин, Ростовский государственный университет путей сообщения

ассистент, кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство», Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

Олег Андреевич Ворон, Ростовский государственный университет путей сообщения

д-р техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

Александр Дмитриевич Петрушин, Ростовский государственный университет путей сообщения

д-р техн. наук, профессор, кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»

Библиографические ссылки

Вильгельм А. С. Повышение энергетической эффективности рекуперативного торможения на железных дорогах посто-янного тока: дисс. … канд. техн. наук: 05.22.07. Омск, 2013. 209 с.

Шатохин А. П. Разработка методов и средств повышения эффективности применения рекуперативного торможения на железных дорогах постоянного тока: дисс. … канд. техн. наук: 05.22.07. Омск, 2017. 187 с.

Бакланов А. А., Незевак В. Л., Шатохин А. П. Классификация методов оценки эффективности рекуперативного тормо-жения // Вестник Ростовского гос. ун-та путей сообщения. 2016. № 1 (61). С. 26–33.

Агапов В. В. Применение избыточной энергии рекуперации // Мир транспорта. 2009. № 4 (28). С. 58–62.

Третьяков Е. А., Головнев Г. Е., Галкин А. Г., Сидорова Е. А. Перспективные методы управления транспортом и рас-пределением электроэнергии в электрических сетях железных дорог // Известия Транссиба. 2018. № 2 (34). С. 113–124.

Черемисин В. Т., Третьяков Е. А. Повышение пропускной способности распределительных электрических сетей с воз-обновляемыми источниками энергии путем их реконфигурации // Известия Томского политехнического университета. Инжи-ниринг георесурсов. 2020. Т. 331. № 3. С. 112–122.

Евстафьев А. М. Об использовании суперконденсаторов // Железнодорожный транспорт. 2010. № 2. С. 31–32.

Клинов В. Ю., Бродский Ю. А., Подаруев А. И., Пупынин В. Н., Шевлюгин М. В. Емкостные накопители в системе электроснабжения метрополитена // Русский инженер. 2008. № 2 (17). С. 62 – 65.

Крюков А. В., Закарюкин В. П., Черепанов А. В. Моделирование режимов систем тягового электроснабжения, осна-щенных накопителями энергии // Труды Братского гос. ун-та. Серия: Естественные и инженерные науки. 2015. Т. 1. С. 308 – 315.

Miller T. J. E. Switched Reluctance motor and their Control. Magna Physics Publishing and Clarendon Oxford Press,

203 p.

Щербаков В. Г., Петрушин А. Д., Хоменко Б. И. и др. Тяговые электрические машины: учеб. пособие. М.: ФГБОУ «Учеб.-метод. центр по образов. на железнодор. трансп.»; 2016. 641 c.

Ворон О. А., Петрушин А. Д., Щербаков В. Г. Автономная система электроснабжения изотермического подвижного состава // Изв. вузов. Электромеханика. 2019. Т. 62. № 2. С. 36 – 40. DOI:10.17213/0136-3360-2019-2-36-40

Смачный В. Ю. Анализ схем преобразователей, применяемых для питания фаз вентильно-индукторных приводов // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Сер. Техн. науки. 2022. Т. 30. № 2. С. 100 – 121.

Бут Д. А., Алиевский Б. Л. и др. Накопители энергии: учеб. пособие для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1991. 400 с.

Петрушин А. Д., Щербаков В. Г., Кашуба А. В. Оптимизация магнитной системы вентильно-индукторного электро-двигателя // Изв. вузов. Электромеханика. 2017. Т. 60. № 1. С. 20 – 27. DOI:10.17213/0136-3360-2017-1-20-27

Опубликован

28.12.2023

Как цитировать

(1)
Сироткин, В. В.; Ворон, О. А.; Петрушин, А. Д. Обоснование использования вентильно-индукторных электрических машин для управления потоком энергии рекуперации электрического подвижного состава. electromeh 2023, 66, 34-39.

Выпуск

Раздел

Статьи